Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
Вы здесь: Главная страница Истории Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь

Старинное село

ТЕКСТ

Старинное село Трубино Жуковского района, Калужской области  Подробней...

Храм Входа Господня

ТЕКСТ

Увиденный нами храм Входа Господня во Иерусалим (1667-1679гг.) Подробней...

Кутепово

Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила в с. Кутепово Жуковского района Подробней...

Лужецкий Богородицкий

Древняя земля Подмосковья богата храмами и монастырями.

Древняя земля Подмосковья богата храмами и монастырями. Подробней...

Духовный подвиг преподобного Ферапонта

Храм Рождества Богородицы

Почти шесть веков стоит на высоком берегу реки Москвы, на окраине Можайска, старинный Лужецкий монастырь. Можайский Лужецкий мужской монастырь тесно связан с двумя великими русскими северными обителями - Кирилло-Белозерским и Ферапонтовым монастырями: у исторических истоков этих трех монашеских обителей стоял один и тот же подвижник - преподобный Ферапонт Белозерский. Родился он около 1337 г. на Волоколамской земле, происходил из боярского рода.  Преподобный - в миру Феодор Поскочин - с юных лет начал мечтать о монашестве, но осуществить свое  намерение ему довелось только в зрелых летах. Примерно около 1370 г. Федор пришел из Волоколамска в Москву и здесь, в Симонове монастыре, был пострижен в монашество с именем Ферапонт. Ему было в то время около сорока лет.

Симонов монастырь

Духовное общение инок Ферапонт имел со своим другом Кириллом (впоследствии Белозерским) и великим Игуменом Русской земли преподобным Сергием Радонежским, который часто навещал Симонову обитель. Новый монах очень скоро обратил на себя внимание братии монастыря - он вел жизнь по-настоящему строгую и подвижническую. Однажды другу его, преподобному Кириллу, во время молитвы перед иконой Божией Матери последовало откровение, в котором ему повелевалось идти на Белоозеро и основать там новую иноческую обитель. Откровение это отвечало и внутреннему желанию инока Ферапонта, поэтому они оставили Симонов монастырь и ушли на Белоозеро, где выкопали себе пещеру на берегу Сиверского озера. Так было положено начало знаменитому Кирилло-Белозерскому монастырю. Только год прожили друзья вместе. Возжелав уединенной жизни, Ферапонт выкопал себе пещеру в пятнадцати верстах от Сиверского озера, между Пасским и Бородавским озерами. В скором времени вокруг преподобного Ферапонта собралась монашеская община, и по просьбе братии был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белозерские места в то время принадлежали Можайскому князю Андрею Димитриевичу - сыну великого Димитрия Донского. Князь Андрей желал устроить в Можайске монашескую обитель, но не мог найти духовно опытного человека, который бы взялся за это нелегкое дело. Однажды ему рассказали, что в его вотчине на Белом озере живет некий пустынник, основавший обитель. Князь Андрей отправил преподобному Ферапонту щедрую милостыню, а вместе с ней и письмо, в котором просил подвижника прийти к нему. После совета с братией преподобный написал князю послание, в котором говорилось, что он не может оставить дарованного ему Богом места уединения. Но княжеский посланец и братия монастыря, все же умолили его побывать у князя, и преподобному пришлось отправиться в путь.

Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь

В Можайске его встретили с великими почестями. Убедившись, что преподобный Ферапонт - именно тот муж, который может выполнить задуманное дело, князь Андрей открыл ему свое давнее намерение. Преподобный долго отказывался от этого нелегкого дела, ведь ему было уже около семидесяти лет, но князь был настойчив и, наконец, получил согласие преподобного. Ферапонт сам избрал место для новой обители. Он нашел его всего лишь в версте от Можайска, среди заливных лугов, отчего монастырь и получил название Лужецкий.

Основание обители произошло в 1408 году. Очень скоро была поставлена первая, деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так возник Ферапонтов монастырь. Опытный духовный муж, преподобный Ферапонт был для нового монастыря настоятелем, отцом, светочем Православия. Тем не менее, он еще надеялся вернуться на Белоозеро и закончить свои дни отшельником, чтобы вкусить столь любимого им северного безмолвия. Надеждам этим не суждено было осуществиться. Почти двадцать лет - все, что осталось ему в земной жизни, он провел в Лужецком монастыре и отошел ко Господу 27 мая 1426 г., в возрасте около девяноста лет. Оплакиваемый князем и его семейством честный отче Ферапонт с почестями был погребен в Лужецком монастыре. Московский Собор 1527 г. причислил его к лику святых. Первоначально храм преподобного Ферапонта, где под спудом покоились его мощи, был освящен во имя преподобного Иоанна Лествичника, именоваться Ферапонтовым он стал после пожара 1717 г. Есть предположение, что церковь была построена шатровой, чтобы подчеркнуть значение святыни для монастыря. Богатые вклады даровали монастырю царь Михаил Федорович, патриарх Филарет. В 1634 г.  Князь Дмитрий Михайлович Пожарский пожертвовал в храм покров на гроб преподобного и церковное облачение. Этот перечень государственных имен говорит о тогдашнем статусе Можайского Лужецкого монастыря.

Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь

Пафнутиев-Боровский мужской монастырь

За шесть веков своего существования Лужецкий монастырь видел немало и светлых, и пасмурных дней. Создание, дошедшего до нас,  архитектурного ансамбля монастыря связано с именем еще одного выдающегося церковного деятеля -  пострижника Боровского Пафнутьева монастыря - святителя Макария, будущего митрополита Московского и всея Руси. С 1523 по 1526 гг. он был игуменом Лужецкого монастыря,  и хотя руководил обителью совсем недолго, оставил после себя  долгую память. По предложению  свт. Макария был прославлен в лике святых основатель святой обители Ферапонт Белозерский. Уезжая в Новгород, куда его ставили епископом, Макарий сделал крупный денежный вклад в казну обители.  На этот вклад на месте простоявшего сто лет первоначального собора Рождества Богородицы, у северной стены которого находилось захоронение преподобного Ферапонта,  был выстроен величественный пятиглавый собор с галереей в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1520 г.) и трапезная с храмом.   Соборный храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря построен в традициях новгородско-псковской школы каменного зодчества 15 в., традиционной для русских северных монастырей.

Храм Рождества Богородицы

Архитектурный облик собора Рождества Богородицы лишен каких бы то ни было излишеств. Это простой пятикупольный четырехстолпный храм, поднятый на высокий подклет. Строен он из кирпича, имеет три алтарные апсиды. Продуманные сочетания форм придают собору особую выразительность. Довольно долго купола собора оставались покрыты деревянной чешуей. Об этом свидетельствует опись 1757 г.: « В оном монастыре соборная и апостольская церковь каменная о пяти главах. Главы покрыты  чешуею деревянною, выкрашена краскою  красной, на главах пять крестов позолоченных». Строгий, устремленный ввысь он, скупо декорирован, при этом - торжественнен, молчалив, наполнен силой духа и веры. Таким собор Рождества Богородицы видится и сейчас. Расписывали его мастера - ученики школы Дионисия. Фрески были созданы сразу же после возведения собора. Вполне возможно, что над иконографической программой этих росписей работал, в частности, свт. Макарий, который  ранее научился писанию икон, а также постиг книжную премудрость. Фрески сохранили традиционную одухотворенность, нравственное благородство, тонкость чувств. Приглушенная роспись, хотя и сохраненная фрагментарно, как бы излучает свет и гармонию. Иосиф Волоцкий писал в своем сочинении «Послание иконописцу»: поклоняться иконам нужно,  ибо “созерцаем духовное ради иконного воображения... взлетает ум наш и мысль к Божественному желанию и любви”. В 1799 г. фрески сбили – они не отвечали художественным вкусам эпохи. Обиднее всего то, что, видимо,  росписи находились не столь уж в плохом состоянии (если делать выводы по сохранившимся в оконных проемах фрагментов фресок). В конце 18 в. собор Рождества Богородицы значительно изменил свой внутренний облик. В том же 1799 году был утрачен древний пол, настланный из черных керамических плиток. Изготавливались они особым способом: после обжига их коптили или натирали сажей, а поверху вощили, затем слегка обжигали вновь и разогретый воск, проникая в поры глины, закреплял на ней черную краску. К концу 18 в. пол этот значительно обветшал, восстанавливать его не сочли нужным, заменив его обычной красной керамической плиткой. Кирпичный пол, который существует сейчас в соборе, выложен накануне революции.

В начале 17 в., обитель несколько раз разоряли литовцы и поляки, хотя в царствование Бориса Годунова монастырь был сильно укреплен. Монастырское летописание сообщает, что «Можайск с окрестностями подвергался постоянным опустошениям от всяких бродяг-бунтовщиков и от поляков; в 1610 г. город Можайск у поляка Вильчека был куплен московскими боярами за сто рублей, но вскоре вновь оставлен во власти поляков до изгнания их в 1612–1613 гг. из Москвы и из пределов Московских». Еще через пять лет артиллерия стоявшего под Можайском польского королевича Владислава практически уничтожила и город и посад. Тогда же мученическую кончину принял лужецкий архимандрит Митрофан. Обитель была опустошена, население в подмонастырских слободках побито, все церкви разрушены до такой степени, что даже спустя десятилетие после литовского разорения Богослужение можно было совершать только в Рождественском соборе. Но и в этой соборной церкви похищенные поляками оклады почти со всех образов иконостаса еще не были восстановлены. В монастырской ризнице вместо серебряной богослужебной утвари осталась лишь деревянная, а вместо ценных облачений – лишь холщовые ризы. Погибло и множество рукописных книг. Святой обители приходилось долго восстанавливаться. Постепенно, благодаря пожертвованиям, древний монастырь украсился многими строениями.

Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь

В  архитектурном ансамбле Лужецкого монастыря появился надвратный храм Преображения Господня, упоминающийся в 1627 г. Был выстроен также и каменный двухэтажный келейный корпус. Трехъярусная шатровая колокольня с тремя рядами «слухов» была построена около 1692 г. при содействии Патриарха Иоакима. Лужецкая колокольня имеет около 35 м в высоту. Нижняя часть ее состоит из трех прямоугольных ярусов, на которые поставлен восьмигранный шатер с тремя рядами окошек. Венчает шатер небольшая луковичная главка. В палатке нижнего яруса колокольни было погребено несколько представителей рода Савеловых – жертвователей монастыря и сродников Патриарха Иоакима. Сейчас в ней устроена поминальная часовня. К началу 20 века на звоннице было уже 12 колоколов, а звон, по воспоминаниям современников, «производился очень музыкальный».

Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь

Восстанавливается и трапезная церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, упоминавшаяся впервые в 1547 г. и существующая в нынешнем своем виде со второй половины 17 в. Это одно из старейших каменных зданий обители.  Пожар 1732 г., уничтожил много построек. Но всегда древний монастырь выживал и поднимался.  Важным событием явилось и причисление в 1764 г. Лужецкого монастыря ко второму классу епархиальных монастырей. В списке второклассных обителей Московской епархии он значился третьим после московских Спасо-Андроникова и Высоко-Петровского. Лужецкому настоятелю разрешено было носить мантию с малиновыми скрижалями, служить с набедренником и палицей, в шапке, на ковре и иметь посох с четырьмя сребропозлащенными яблоками. Число братии должно было составлять 17 человек с настоятелем, а для работ по монастырю разрешалось иметь 17 штатных служителей.

В 1812 г. Лужецкая обитель, расположенная у Смоленского тракта, как и все монастыри к западу от Москвы, оказалась во фронтовой зоне. 20 августа из Лужецкого монастыря было внесено две тысячи рублей серебряной и медной монетой и ассигнациями на пользу раненых воинов русских, за что по приказанию главнокомандующего Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова братии была объявлена «совершенная признательность». В древнем Ферапонтовом монастыре  тем временем располагался штаб вестфальского корпуса генерала Жюно. Неприятельских войск в монастыре находилось до четырех тысяч человек. В Введенской церкви французы устроили казарму и молотили рожь, в храме преподобного Ферапонта у них была столярная мастерская, в келлиях и трапезной держали лошадей.  При бегстве наполеоновского войска двор монастыря оказался завален убитым скотом, а по храмам и келлиям были разбросаны мешки с порохом. «Для верности» зажгли иконостас соборного храма. По счастью, монастырский служитель Иван Матвеев, заметив пламя, прибежал в храм и успел предотвратить взрыв, но обители все равно понадобились годы, чтобы ликвидировать последствия военной разрухи. 19 в. для Лужецкого монастыря прошел спокойно. Последняя четверть 19 в.  ознаменовалась определенным оживлением интереса к личности основателя Лужецкого монастыря и восстановлением должного почитания преподобного Ферапонта.  Произошло это в большей степени вследствие деятельности архимандрита Дионисия (Виноградова), великого книжника и известного историка Церкви. Он был настоятелем старинного монастыря с 1874 по 1893 год. Его исторические изыскания были изложены в ряде замечательных книг, в основу которых легли материалы монастырского архива, приведенного архимандритом Дионисием в образцовый порядок. Скончался бывший настоятель в 1898 г. в московском Даниловом монастыре, где последние пять лет своей наполненной трудами жизни пребывал на покое. В монастырь приходило множество паломников, чтобы поклониться мощам преподобного Ферапонта, которые почивали под спудом. Рядом с монастырем под сенью деревянной часовни сохранялся колодец преподобного Ферапонта.

Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь

Достопримечательностью обители был и 85-пудовый колокол «Полиелейный», отлитый в 1648 г. Как и Можайск, древний монастырь служил крепостью на западных рубежах Русского государства. Полностью каменные укрепления монастыря были закончены в 1750-1763 гг., однако к этому времени невысокая глухая ограда, разделенная палатками уже не отвечала задачам обороны. Невысокие башни (восточные двухъярусные, западные одноярусные,  и трехъярусная квадратная) также  выполняли более декоративные, нежели защитные функции.  В 1922 г. Лужецкий монастырь закрыли. В 1926 г., в год 500-летия преставления преподобного Ферапонта, в монастыре еще шла подготовка ко дню его памяти. Но 1928 г. начали разрушать Ферапонтов храм. На его месте устроили производственное помещение и сделали фундаменты под станки. До войны в монастыре устроили фурнитурную фабрику, а также цех по производству медицинского оборудования. На могилах монастырского кладбища устроили гаражи со смотровыми ямами: до недавнего времени половодье и дожди вымывали останки погребенных в монастыре людей.   Во время Великой Отечественной войны монастырь использовался как лагерь для военнопленных; после освобождения Можайска он опять использовался как лагерь для заключенных, но теперь уже органами НКВД.

Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь

Частичная реставрация древнего монастыря началась лишь в 1960-х гг.   Наконец, в 1993 г. в Лужецком Можайском Ферапонтовом монастыре была возобновлена монашеская жизнь.  23 октября в нем состоялось первое архирейское богослужение. Началось внешнее и внутреннее возрождение монастыря.  26 мая 1999 г. совершилось знаменательное событие в новейшей истории монастыря - были обретены святые мощи его основателя преподобного Ферапонта, почивавшие под спудом в течение 573 лет. Они были перенесены в надвратную Преображенскую церковь, а в 2003 г. - в собор Рождества Богородицы.

К наиболее значительным монастырским святыням, а это, помимо мощей основателя обители, по большей части, иконы - следует искать именно здесь, в соборном храме. Особенный интерес у паломников и прихожан вызывают иконы, расположенные в местном ряду иконостаса. Например, храмовый образ «Рождество Пресвятой Богородицы». Он имеет одну уникальную особенность – клейма со списками самых чтимых икон Божией Матери. А находящаяся правее житийная икона преподобного Ферапонта уникальна тем, что одно из ее клейм посвящено событию – обретению мощей святого в 1999 г. К 190 – летию Бородинского сражения в местном ряду иконостаса появилась необычная икона «Можайские святые». В центре  на ней изображен покровитель можайской земли святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. По обе стороны от него – святитель Макарий, священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский, расстрелянный в 1937., священномученик протоиерей Константин (Некрасов), также убиенный, а также на иконе изображены благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской (оба начинали княжить в Можайском уезде), преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская, старица Спасо-Бородинского монастыря. Многие приходят в древний Лужецкий монастырь помолиться перед списком с афонской иконы Божией Матери «Достойно есть» (другое название этой иконы – «Милующая»).

источник

Рядом с Лужецким монастырем, в д. Исавицы, есть святое место, связанное с жизнью его основателя: это колодец  преподобного Ферапонта, который он  по преданию вырыл своими руками. От воды из этого святого источника люди получали  и получают исцеление. На источнике находятся купели.

Побывав однажды в Лужецком монастыре, ощутив его историческое прошлое, постояв возле раки преподобного Ферапонта в старинном храме, пронизанном узкими лучами света, помолившись перед старинными иконами, окунувшись в святую чистейшую холодную воду купели, ваша душа наполнится тихой радостью и покоем – а потом cнова «…и  жить желанием одним – увидеть вновь места святые».

Богослужения в Можайском Лужецком Ферапонтовом монастыре совершаются ежедневно. Особыми днями для обители являются 9 июня, когда совершается память о преподобном Ферапонте, и 21 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы).

Адрес : Россия, 143200, Московская обл., г. Можайск, ул. С. Герасимова, 1.

Как проехать к Лужецкому монастырю: Проезд на общественном транспорте: с Белорусского вокзала электропоездом до станции "Можайск" или междугородним автобусом от станции метро "Белорусская кольцевая" (Грузинский пер., д. 3) до автовокзала г. Можайска. Далее автобусом до остановки "Река

Москва" (3 км). На личном транспорте: по Минскому шосс (далее свернуть с Минского на Можайское) или по Можайскому шоссе до Можайска - 116 км.

Сейчас на сайте

Сейчас 59 гостей онлайн

Статистика галереи

  • Категории : 99
  • Изображения : 5619
  • Голосов : 76
  • Просмотры : 1186923

Популярные фотографии


Храм Рождества Богородицы
Храм Иоанна Богослова
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Успенский Шаровкин монастырь
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь
Храм Рождества Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь

Лучшие фотографии


Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь
Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
Симонов монастырь
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Новые фотографии


Храм Казанской иконы Божией матери
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Храм Михаила Архангела
Храм Михаила Архангела
Храм Казанской иконы Божией матери
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения