Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
Вы здесь: Главная страница Истории Иосифо - Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Старинное село

ТЕКСТ

Старинное село Трубино Жуковского района, Калужской области  Подробней...

Храм Входа Господня

ТЕКСТ

Увиденный нами храм Входа Господня во Иерусалим (1667-1679гг.) Подробней...

Кутепово

Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила в с. Кутепово Жуковского района Подробней...

Лужецкий Богородицкий

Древняя земля Подмосковья богата храмами и монастырями.

Древняя земля Подмосковья богата храмами и монастырями. Подробней...

Иосифо - Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Мать Иосифа - Мария, постриглась с тем же именем в Волоколамске, в обители святителя Власия. В Пафнутиев монастырь поступили и родные братья Иосифа Вассиан (он стал потом архиепископом Ростовским) и Акакий (впоследствии - епископ Тверским). Испытав молодого инока тяжелыми монастырскими послушаниями, и убедившись в его крепости, преподобный Пафнутий взял Иосифа к себе келейником. После кончины преподобного Иосиф стал его преемником на игуменском посту в Пафнутиев монастыре. Это было в 1477 г. Он ввел строгий общежительный устав во вверенной ему обители, но братия не приняла нововведения. Тогда Иосиф смиренно покинул Боровский Пафнутиев монастырь и отравился с одним из близких старцев изучать жизнь других монастырей. Прошло около года. Преподобному Иосифу более всего понравилась своим строгим общежительным уставом Кирилло-Белозерская обитель.

Он вернулся в Боровск с намерением ввести в Пафнутиевом монастыре такой же устав, но снова натолкнулся на сопротивление большинства братии. Тогда, забрав с собой семерых преданных ему иноков (в их числе были и его родные братья), он ушел на родину, в Волоколамские земли. С согласия удельного князя Бориса Волоцкого отец Иосиф в глухом лесу основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен в 18 км от Волоколамска, на берегу озер. Приходили иноки Пафнутиева монастыря, знавшие преподобного Иосифа по прежним годам и желавшие жить под его руководством. Собирались новые насельники, часто из бояр, детей боярских и купцов, которые при вступлении в обитель делали порой вклады в несколько сотен рублей (по тем временам огромные деньги!). Число насельников росло. Все это позволяло монастырю расти и хорошеть. В 1485 году сооружается уже каменный храм в честь Успения Божией Матери, следом - другие храмы. Но самое главное - можно было приступить к внутреннему строительству образцового монашеского общежития. Число иноков достигало в обители уже ста человек, когда преподобный Иосиф ввел строгий устав по примеру Кирилло-Белозерского монастыря и сам стал самым ревностным исполнителем его. Первым вставал на службу, первым являлся на работу, трудился наравне с другими, успевая при этом внимательно следить за духовным состоянием братии, поддерживая слабых, увещевая нерадивых, воодушевляя унылых.

Очень скоро преподобный Иосиф стал образцом духовной жизни не только для Волоколамска, но и для всей Русской земли. Этому способствовали не только его благочестие и ревность в вере, но и глубокая книжная образованность, увенчанная редким по силе даром проповеднического слова. Бедные и убогие поселяне, обращавшиеся за помощью к Волоколамскому игумену, могли рассчитывать на его покровительство и защиту. В этот важный исторический период собирания русских земель вокруг единого политического центра преподобный Иосиф выступил в поддержку стремления московских князей к созданию единого Русского государства. Это выразилось в переходе преподобного от князя Волоцкого на сторону князя Московского. Такая позиция обеспечила поддержку Волоцкому монастырю сначала со стороны московского князя Василия, а затем царей Иоанна Грозного, Михаила и Алексея Романовых. Правда, тут мог сыграть свою роль и другой фактор: монастырь служил важным оборонительным сооружением на северных подступах к Москве. Владыка Геннадий Новгородский настолько уважал и ценил преподобного Иосифа, что именно ему поручил управление Волоколамской церковной областью, входившей тогда в состав Новгородской епархии. Первоначально все постройки старинного монастыря были деревянными. В 1486 г. в обители началось каменное строительство – перестроили в камне Успенский храм, росписи в котором выполнил Дионисий. Вскоре жизнь потребовала от преподобного Иосифа новых подвигов, теперь уже на поприще догматического и в тоже время общественного служения Матери-Церкви. Деятельность Иосифа Волоцкого выходила далеко за пределы его обители. С семидесятых годов 15 в. в православной России распространялось учение, которое получило в истории Русской церкви название «ереси жидовствующих». Оно началось в Новгороде, куда в 1470 г. в свит князя Михаила Олельковича прибыл иудей по имени Схария. В строгом смысле это была не ересь, а полное отступничество от христианской веры и принятие веры иудейской. Схария и его товарищи проповедовали у нас не какую-нибудь ересь христианскую, а ту самую веру, которую содержали сами, и в том виде, в каком исповедуют ее все иудеи, отвергшие Христа Спасителя и Его Божественное учение. Против еретиков выступил игумен Волоколамского монастыря. В начале 1490-х годов он начинает писать против них свое знаменитое сочинение под названием «Просветитель». Именно в духовном просвещении преподобный Иосиф видел главное оружие против любой ереси. В «Просветителе» преподобный Иосиф не только глубоко и всесторонне анализирует историю и сущность ереси жидовствующих, но и простым, доступным каждому языком раскрывает догматы и каноны православной веры, объясняет, почему и как мы должны покланяться Святой Троице, Божией Матери, святым. С именем Иосифа Волоцкого связано церковное течение, к которому принадлежали иосифляне - последователи преподобного, выступавшие за суровые порядки в русских монастырях, беспрекословное единоначалие, благотворительность и - главное - за церковную земельную собственность. Их оппоненты настаивали на добровольном отказе от всякой собственности и сосредоточении монашества исключительно на духовном и нравственном совершенствовании, а потому получили прозвище «нестяжатели». Это течение берет начало от выдающегося церковного писателя, великого русского святого Нила Сорского. В 1503 г. был созван Собор, который окончательно обличил и осудил еретиков. На том же Соборе 1503 г. преподобный Иосиф сумел отстоять право монастырей на владение имуществом и землей; ведь имущество нужно было монастырю не только для осуществления Божественной службы, но и для дел благотворительности. Преподобный Иосиф отошел ко Господу 9 сентября 1515 года. Он оставил после себя прекрасную благоустроенную обитель с каменными строениями: Успенским собором, Богоявленской церковью, собрание икон, среди которых было немало образов кисти Рублева и Дионисия, колокольней, обширной трапезной. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных. В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий. Но что, может быть, не менее важно, преподобный Иосиф оставил после себя монашескую общину, жившую по строгому общежительному уставу, в котором среди обычных требований были и такие, как ночная молитва, ношение вериг, сон сидя или на голой земле. И этому уставу основатель монастыря учил свою братию прежде всего своим личным примером. 16 в. стал для Иосифо-Волоцкого монастыря веком дальнейшего расцвета. В 1572 г. явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта. В святую обитель любил приезжать на богомолье царь Иоанн Грозный, а приезжая, делал, как правило, богатые вклады. Примеру царя следовали и вельможи. Иосифо-Волоцкий монастырь становился одним из самых богатых на Руси. Достаточно сказать, что в 1570-е годы обитель владела двадцатью пятью тысячами десятин земли. Но самое главное - шел к преподобному Иосифу Волоцкому простой верующий народ. Канонизирован он был в 1591 г. В 1543 г. началось сооружение кирпичных стен вокруг монастыря, вместо деревянных, протяженностью 830 м. Святая обитель становится, таким образом, мощной военной крепостью. В 1610 г., в период Смуты, когда монастырь осадили поляки, стены монастыря были проверены на прочность, им были нанесены сильнейшие повреждения.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Поэтому в 70-е годы 17 в. под руководством зодчего Трофима Игнатьева стены и башни обители отстраивали заново. Строительство завершилось через 18 лет. Семь монастырских башен увенчали высокими островерхими шатрами и чрезвычайно богато и искусно украсили декоративной кирпичной кладкой, яркими зелеными изразцами, хорошо заметными на фоне белой каменной кладки.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Именно виртуозное, ажурное украшение башен снискало древнему Иосифо-Волоцкому монастырю славу архитектурного шедевра, они придавали всему ансамблю монастыря удивительное изящество и выразительность. Цветные поливные изразцы, резной белый камень, лекальный кирпич – все это широко применялось при отделке святой обители. Иосифо-Волоколамская крепость имеет башни двух видов: цилиндрические по углам стен и четырехгранные в центре прясел между ними. Их высота в среднем составляет 5 м. Фланкирующие башни западной сторон, самой опасной для нападения, имеют высоту 6 м. Каждая из башен имеет индивидуальный декор, отличается от других размерами, высотой, формой: Воскресеная, например, 16-гранная, Германова - квадратная, Кузнечная - 14-гранная, Старицкая – 24-гранная, Безымянная – 8-гранная. Однако декоративность крепостных сооружений, несмотря на то, что башни имеют нижний, средний и навесной бой, верхние боевые площадки и дозорные вышки, свидетельствует об утрате монастырем оборонного значения в середине 17 в. Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 г., к которой в первой половине 16 в. было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Над основным объемом церкви было сооружено пять луковичных глав и кокошники. Были построены также главные, богато декорированные, Святые врата, изящный надвратный храм во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1688-1692 гг. на месте обветшалого Успенского собора построили новый величественный пятиглавый собор большого объема в стиле московского барокко.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Он возведен на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. Окружен собор с трех сторон двухъярусной крытой галереей. Его верхний храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, нижний храм - во имя преподобного Иосифа с двумя приделами - Святой Живоначальной Троицы (правый) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (левый), здесь в раке покоятся мощи преподобного Иосифа Волоцкого. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера были выполнены уже в 1904 году палехскими мастерами.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Надстроили и шестиярусную колокольню, увеличив число ярусов до девяти. Высокая, изящная, стройная - она предвосхитила собой колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Уникальная колокольня 15-17 вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей. Иосифо-Волоцкий монастырь еще при жизни своего основателя щедро благотворил всем нуждающимся, больным и бездомным. Следуя заветам основателя, иноки осуществляли широкую просветительскую деятельность. Из насельников Иосифо-Волоцкого монастыря вышли многие иерархи Русской Православной Церкви: Даниил, митрополит Московский, Вассиан, архиепископ Ростовский, Феодосии, архиепископ Новгородский, Гурий и Герман, архиепископы Казанские, и многие, многие другие. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский, пленные поляки (после смуты 1612 г.) и пленные французы (после наполеоновского нашествия). 18 век не обошел Иосифо-Волоколамскую обитель стороной. Сначала петровские реформы, после которых монахи забирались на службу в армию и флот, а монастырские колокола «шли служить» в качестве пушек; затем — «Духовные штаты» «матушки Екатерины», которые окончательно подорвали экономическое положение Церкви в обществе, лишив монастыри права на земельную собственность, а значит, на благотворительность.». 19 в. смягчил слишком острые углы петровских и екатерининских «преобразований». В 20 в. Иосифо-Волоцкий монастырь, как один из самых видных и значительных среди всех русских обителей, был закрыт достаточно рано, уже в 1920 г. После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г. По обычаю тех лет на территории монастыря образовали краеведческий и историко-бытовой музей. Однако богатейшую монастырскую библиотеку (в том числе и рукописную) увезли в Москву - в «Ленинку» и Государственный Исторический музей. Архивы обители были переданы Архиву древних актов. На рубеже 20-30-х годов были отправлены на переплавку все монастырские колокола. Великая Отечественная война также не пощадила древний Иосифо-Волоцкий монастырь, пострадали здания монастырского комплекса. Только спустя годы после Победы в монастыре начались восстановительные и реставрационные работы. В 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь вновь стал действующим. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). А спустя десять лет, 29 декабря 1999 г., ему было присвоено звание ставропигиального. До наших дней дошли постройки 17 века. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала 20 в. В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство. Но монастырская молитва, как и прежде, освящает сегодня духовное пространство вокруг старинного монастыря. А самое главное, жизнь обители - как и десятков подобных обителей сегодняшней России - является образом, иконой христианской жизни. В панораме Иосифо-Волоцкого монастыря — ничего лишнего: белизна Успенского собора в окружении белокаменных стен и башен обители; зелень деревьев вокруг монастыря; чистая гладь озера, отражающая сам монастырь и бездонное небо над ним. Мир Божий.

Как доехать до Иосифо-Волоцкого монастыря: личным транспортом - Из Москвы до Иосифо-Волоцкого монастыря можно доехать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе, сделав правый поворот на Чисмена примерно на 95-м километре. Далее еще примерно 24 километра до села Теряево;элетропоездом - доехав до станции Чисмена на электричке

с Рижского вокзала, необходимо ехать автобусом до села Теряево.

Адрес монастыря:143615, Московская область, Волоколамский район, село Теряево.

P.S. Слайд-фильм "Иосифо-Волоцкий монастырь" Вы можете посмотреть на нашем сайте во вкладке "Видео галерея"

Сейчас на сайте

Сейчас 42 гостей онлайн

Статистика галереи

  • Категории : 99
  • Изображения : 5619
  • Голосов : 72
  • Просмотры : 982709

Популярные фотографии


Храм Рождества Богородицы
Храм Иоанна Богослова
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Успенский Шаровкин монастырь
Храм Рождества Богородицы
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь

Лучшие фотографии


Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь
Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
Симонов монастырь
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Новые фотографии


Храм Казанской иконы Божией матери
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Храм Михаила Архангела
Храм Михаила Архангела
Храм Казанской иконы Божией матери
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения