Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
Вы здесь: Главная страница Истории Вознесенская Давидова пустынь

Старинное село

ТЕКСТ

Старинное село Трубино Жуковского района, Калужской области  Подробней...

Храм Входа Господня

ТЕКСТ

Увиденный нами храм Входа Господня во Иерусалим (1667-1679гг.) Подробней...

Кутепово

Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила в с. Кутепово Жуковского района Подробней...

Лужецкий Богородицкий

Древняя земля Подмосковья богата храмами и монастырями.

Древняя земля Подмосковья богата храмами и монастырями. Подробней...

Вознесенская Давидова пустынь

Свято-Вознесенская Давидова пустынь

Среди ровной зелени подмосковных лесов Вознесенская Давидова пустынь горит золотом своих крестов и разноцветьем храмов как радостное пасхальное яичко в светлый Христов день.

 

 

У истоков

Пафнутиев-Боровский мужской монастырь

Преподобный Давид, основатель обители, происходил, по преданию, из знатного рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Будучи совсем молодым юношей, он почувствовал неодолимое желание оставить мир и. вся яже в мире и отдать свою душу на служение Богу и ближнему. Лет двадцати, или чуть более этого, он пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Это было примерно в 1475 году. Еще был жив сам преподобный  Пафнутий — основатель Боровской обители (1444 год), ученик и постриженник преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником преподобного Сергия Радонежского, Игумена Земли Русской. В то время заветы преподобного Сергия были основой жизни и подвигов для всего русского монашества, а образ его был примером для каждого инока. И преподобный Пафнутий конечно же устраивал свой монастырь  по образцу Троице-Сергиевой обители. Устав Боровского монастыря было общежительным, а игумен в молитвах и послушаниях подавал пример остальной братии.  Вскоре совершился монашеский постриг Даниила; ему было дано имя в честь преподобного Давида Солунского, святого IV века. Постригал его сам преподобный Пафнутий. Два года прожил Давид в обители под руководством ее первого игумена; в 1477 году преподобный Пафнутий отошел ко Господу. Он передал бразды прав-ления преподобному Иосифу Волоцкому, который намеревался ввести в обители самое строгое монашеское общежитие. Но далеко не все иноки были готовы к такому строгому уставу и потому выказали сопротивление желанию нового игумена. Чтобы не нарушать мира, преподобный Иосиф с несколькими единомышленника-ми на два года ушел в паломничество по русским монастырям, имея желание глубже изучить жизнь монашескую. Спустя два года преподобный Иосиф вернулся в Боровскую обитель, но пробыл здесь недолго: с семью единомышленниками ушел он в знакомые ему Волоколамские леса, где основал свой прославленный в веках Иосифо-Волоцкий монастырь. А преподобный Давид оставался насельником Пафнутие-Боровского монастыря в течение долгих четырех десятилетий. Все это время не прекращалась его связьс преподобным Иосифом, с которым он сдружился в первые годы своего иночества. В 1515 году преподобный Давид решает основать свой монастырь и потому оставляет Боровскую обитель и уходит в древнюю Хутынскую волость на реку Лопасню, в места, принадлежавшие князю Василию Стародубскому.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Он отправляется на новое место, взяв с собой двух иеромонахов и двух послушников, а самое главное — икону Пресвятой Богородицы «Знамение». На новом месте начали с того, что срубили келлии и поставили первые деревянные храмы — Вознесенский с приделом в честь Успения Божией Матери и храм Святителя Николая. В первые же месяцы существования новой обители ее навестил преподобный Иосиф, хотя он был уже в преклонных годах и накануне своего отшествия в обители праведных; он трапезовал вместе с братией и наставлял иноков в монатырском уставе. До его кончины оставалось всего несколько недель; уже по одному этому можно судить, что двух подвижников связывала тесная дружба, а может быть, преподобный Давид был всю жизнь в духовном окормлении у преподобного Иосифа. Около пятнадцати лет преподобный Давид был настоятелем основанного им монастыря и любящим отцом всего окрестного люда. Умер преподобный Давид 19 сентября 1529 года. Его честные останки были погребены в обители. В 1732—1770 годах над его могилой была поставлена каменная колокольня с церковью в честь иконы Божией Матери «Знамение», так как Знаменская икона была любимым келейным образом преподобного Давида. Почитание преподобного началось практически сразу после его кончины. Уже в синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года — чудотворцем. Это значит, что составителям этих документов были известны достоверные случаи чудес по молитвам преподобного Давида. К сожалению, описание этих чудес до нас не дошло. Зато известно, что подобные случаи происходили в середине XIX века, о чем было рассказано в «Историческом описании Вознесенской Давидовой пустыни», выпущенном в 1915 году к 400-летию монастыря.

Через века

Жизнь насельников Вознесенской пустыни никогда не была  легкой . В первые десятилетия существования строили  в  пустыни  только  из дерева. Наконец, при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) был заложен каменный храм в честь Вознесения Господня и начато его строительство. Однако средств не хватало, строительство шло медленно, а потом и вовсе приостановилось. Поэтому, когда Патриарх Иоаким решил довершить постройку, оказалось, что храм надо перестраивать заново. Так и сделали. В 1682 году освящали новую каменную церковь в честь Вознесения Господня с Успенским и Никольским приделами. Знатные люди мира сего не оставляли Давидову пустынь своим вниманием. Царь Иоанн Грозный выдал Тарханную грамоту на владение вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями. Однако в Смутное время, когда обитель была разграблена и сожжена, пропала и эта грамота. Поэтому первый царь новой династии, Михаил Феодорович Романов, в 1625 году восстанавливает имущественные права монастыря. В 1626 году его мать, великая старица Марфа Иоанновна, жалует обители необходимые для богослужения ризы, стихари, пояса. В середине XVII столетия был издан указ о сохранении и сбережении липовой рощи близ монастыря, которую сажал сам преподобный Давид. По монастырскому преданию, преподобный, желая показать непросвещенному местному населению силу молитв к Богу и Пресвятой Богородице, выкапывал молодые липы в лесу, приносил их в монастырь и сажал в землю вверх корнями. И деревья по его молитвам приживались. Насельники обители сохраняли эту традицию в течение многих веков, вплоть до закрытия монастыря в 30-е годы XX столетия.

Свято-Вознесенская Давидова пустынь

Давидова пустынь никогда не имела больших вотчин, а потому всегда нуждалась в средствах. К концу XVII века она пришла в упадок, и церковные власти обратили на это внимание. Хорошим способом поправить материальное положение провинциального монастыря было содержать часовню в Москве. Поэтому в 1689 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей обители было выделено место у Арбатских ворот для строительства часовни. Она была сооружена в 90-х годах XVII столетия и существовала полтора века. Но наступал XVIII век, век новых испытаний и потрясений для Русской Православной Церкви, и прежде всего для ее духовных крепостей — монастырей. В 1712 году пустынь была приписана к Чудову монастырю; чуть позже, в 1721 году, — к Московскому Златоустову. Потеряв самостоятельность, пустынь должна была все свое имущество (в том числе земли и скот) передать Златоустову монастырю. Естественно, это не способствовало сохранению и упрочению благосостояния пустыни. К 1727 году она оказалась вконец разоренной, и Священный Синод принял решение: Давидову пустынь от Златоустого монастыря отрешить и быть ей особо по-прежнему и монахов перевести паки в тое пустыню, также взятую из оной церковную утварь, хлеб, скот и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного

Свято-Вознесенская Давидова пустынь

Регламента, чтобы было не меньше 30 человек, собрать и держать, как св. правила повелевают неотменно. Однако, XVIII век был еще в своем начале. А дух века был отнюдь не в том, чтобы помогать Церкви и монастырям. Неизвестно, было ли в середине столетия в обители 30 человек насельников, как то предписывал Синод. Вряд ли. Ведь по указу Петра в монахи можно было постригать инвалидов (ветеранов войны), калек, стариков. Все остальные должны были воплощать в жизнь замыслы Петра Великого. В 1764 году Екатерина II, продолжая государственную линию Петра, сделала второй шаг в наступление на Церковь: были приняты «монастырские штаты», по которым монастыри лишались своих владений и строго делились на четыре категории, с выплатой содержания из казны. Согласно этому документу, Давидова пустынь лишилась своих вотчин и одновременно была выведена за штат, то есть должна была жить на свои доходы, не обременяя казну. Монастырь был поставлен на грань выживания. Однако уже в следующем году его положение, значительно укрепилось: к нему приписали две часовни в Москве, оставшиеся бесхозными после упразднения многих монастырей. В часовне у Москворецких ворот находилась древнейшая чудотворная икона Всемилостивого Спаса, к которой постоянно шли и ехали паломники.

Свято-Вознесенская Давидова пустынь

Казалось бы, Давидову пустынь ожидает теперь более благополучная и обес-печенная жизнь. Увы, к концу столетия общее состояние Церкви в полной мере отразилось и на этой обители: она окончательно приходит в упадок. В очередной раз на нее обращает внимание церковное начальство во главе с великим иерархом нашей церкви — митрополитом Платоном (Левшиным). Владыка Платон благословил введение в Давидовой пустыни монашеского общежития. Общежительный устав действовал в пустыни меньше века со времени ее основания. И это было характерно для большинства русских монастырей в XVI—XVIII веках общежительные уставы сменились уставами особножительными. Поэтому в начале XIX столетия возникла необходимость вновь обратиться к монашеским традициям преподобного Сергия, чтобы обновить монашескую жизнь в русских обителях. Для устройства в пустыни общежития Владыка Платон призвал иеромонаха Макария, настоятеля Николо-Пешношского монастыря. Отец Макарий был человеком строгой подвижнической жизни, за что владыка Платон уважал и ценил его, доверяя ему нелегкие поручения. Достаточно сказать, что отец Макарий восстановил в своей жизни восемь пришедших в упадок монастырей, а из его учеников более двадцати стали настоятелями других русских обителей. Отец Макарий отнесся к делу ответственно. Он представил Владыке бывшего строителя Оптиной пустыни отца Иосифа, иеромонаха Серафима и еще семерых братьев. Новые насельники начали приводить Давидову пустынь в порядок. Перекрывали прохудившиеся кровли, поправляли завалившиеся стены и одновре-менно налаживали молитву — основу всей монастырской жизни. Так началось возрождение обители.

XIX ВЕК

Свято-Вознесенская Давидова пустынь

Это столетие стало поистине временем расцвета монашеской жизни в Давидовой Вознесенской пустыни. Велось большое строительство: в самом начале века перестроили обветшавшую Никольскую церковь, поставили новую стену, перестроили Знаменскую церковь; в конце века построили двухэтажную гостиницу для богомольцев и двухэтажный странноприимный дом. Особенно добрую память оставил после себя игумен Паисий, современник святителя Филарета Московского, управлявший обителью в 1843—1854 годах. Высокообразован-ный, благочестивый, смиренный человек, он отдавал делу материального и духовного строительства все свои силы. При его настоятельстве была перенесена на сто метров за-падная стена обители и возведена угловая башня, построен двухэтажный братский корпус, устроены новая ризница с библиотекой, в которой хранилось до пятисот томов богослужебных книг. Этот деятельнейший человек писал в одном из писем своему другу слова, которые, очевидно, были девизом всей его жизни: «Пока есть время — потрудимся, а покой от нас не уйдет». Отец Паисий был образцом простоты и монашеского смирения. За полгода до смерти сам изготовил себе гроб; питался от одного стола с братией; благотворил всем без различия, причем если не мог помочь сам, то писал письма к состоятельным людям с просьбой о помощи; не запирал свою келлию, кроме кабинета, в котором хранились монастырские документы; когда отдыхали его келейники, сам принимал просителей и, напоив чаем, старался удовлетворить просьбы. Его преемники старались продолжать эти традиции.

Свято-Вознесенская Давидова пустынь

Благодаря их неустанным заботам пустынь строилась, росла, хорошела, окормляла окрестное население, давала приют престарелым и больным, учила слову Божию детей и взрослых. В 1900 году был построен собор Всемилостивого Спаса, в котором расписали золоченый пятиярусный иконостас. Собор освящал митрополит Московский Владимир (Богоявленский), будущий священномученик, прославленный Церковью в лике святых. А в 1913 году митрополитом Московским Макарием (Невским, тоже прославленным в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года) был  освящен храм Всех святых. В начале XX века Вознесенская Давидова пустынь была живым и сильным монастырем. В 1915 году обитель праздновала свое 400-летие; в это время в ней было около ста насельников. Указом Святейшего Синода Давидова пустынь была возведена на степень второклассного монастыря. С середины XVIII века, за полтора столетия, пустынь прошла путь от заштатной разваливающейся обители до сильного, цветущего,  развивающегося монастыря, окормлявшего многие сотни и тысячи своих паломников.

 

Сейчас на сайте

Сейчас 34 гостей онлайн

Статистика галереи

  • Категории : 99
  • Изображения : 5619
  • Голосов : 76
  • Просмотры : 1154317

Популярные фотографии


Храм Рождества Богородицы
Храм Иоанна Богослова
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Успенский Шаровкин монастырь
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь
Храм Рождества Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь

Лучшие фотографии


Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь
Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
Симонов монастырь
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Новые фотографии


Храм Казанской иконы Божией матери
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Храм Михаила Архангела
Храм Михаила Архангела
Храм Казанской иконы Божией матери
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения
Храм Спаса Преображения